Эх, дороги: трансфер в эпоху «уберизации»

Из точки А в точку В глазами трансферной компании

vgt1.jpg

В большой стране приходится преодолевать немалые расстояния. В России они измеряются даже не в километрах, а в днях. Например, между Санкт-Петербургом и Владивостоком 9647 км по трассе и не менее 9 дней пути с учетом ночевок. Не каждая машина выдержит такой нагрузки и наших не всегда благоустроенных дорог. Поэтому в бизнес-поездках мы всегда ищем того, с кем буквально «в разведку пойдешь», а именно – опытного и компетентного поставщика трансферных услуг, который хоть на Курилах, хоть в Няндоме поможет добраться из точки А в точку В с максимальной уверенностью в благополучном прибытии.

Трансфер – он ведь тоже дело тонкое. Причем, деятельность перевозчиков – одна из самых контролируемых в нашей стране. Поэтому мы решили разобраться, как влияют экономические и законодательные изменения на работу трансферных компаний, с какими трудностями они сталкиваются и что ждет их в будущем. Ведь от этого и мы все зависим. За комментариями по теме мы обратились к нашим партнерам из компании Very Good Transfer – они имеют пул поставщиков транспортных услуг по всей стране, варятся в этом котле многие годы и многое знают про то, чего стоит компании перевозка из точки А в точку В.

Диджитализация & уберизация

О будущем компаний, в том числе и трансферных, мы можем только догадываться, при этом очевидно, что последние десятилетия отрасль делового туризма проходит путь основательной трансформации во всем мире, и в России в частности.

Диджитализация – основной тренд и флагман происходящих изменений. Использование цифровых технологий в самых разных сферах формирует новые бизнес-процессы и новый опыт взаимодействия компаний с клиентами.

Часто звучит также термин «уберизация», что говорит нам об опыте одной известной компании из транспортной отрасли, который стал примером для сотен и тысяч других компаний из самых разных отраслей, начавших применять новые подходы и видение бизнеса.

Так что же конкретно произошло в транспорте? Появились трансферные компании (агрегаторы или консолидаторы услуг), давшие исполнителям – транспортным компаниям – возможность выхода на широкие клиентские сегменты, а клиентам – практически неограниченное предложение по транспорту. Все это на фоне взаимной онлайн-коммуникации, удобных кнопочек, высоких скоростей реакций и т.п. Эта история произошла в России относительно недавно, каких-нибудь 5-7 лет, но согласитесь, уже даже трудно припомнить, как все мы жили до этого!

из точки а в точку в.png

На грани выживания

Куда же движется процесс? В сторону все больших укрупнений и консолидаций, снижения числа промежуточных звеньев в цепочке клиент-исполнитель. Это очень интересный и парадоксальный тренд, когда появление нового звена – агрегатора услуг – приводит к исчезновению внушительного ряда посредников.

Можем ли мы повлиять на складывающиеся положение вещей? Точно, нет. Все ли «розово и пушисто» на этом пути? Тоже нет.

Клиенты, с одной стороны, получили удобство и глобальное снижение стоимости услуги. Это про слоганы типа «поездки от 79 рублей». При этом пассажирский наземный легковой транспорт, как целая отрасль, был поставлен на грань выживания. К ценовой конкуренции с огромным количеством себе подобных оказались готовы не все, и небезосновательно!

Имея многолетний опыт в пассажирских перевозках, постараемся объяснить, в чем дело, и не слишком утомить)).

Большой брат смотрит за тобой

Перевозка пассажиров в Российской Федерации еще с советских времен и времен принятия Транспортного Кодекса в новой России - отрасль тщательно законодательно отрегулированная и находившаяся всегда под строгим государственным надзором.

Основные точки контроля:

- требования, предъявляемые к транспортным средствам, с точки зрения исправности и безопасности;

- квалификационные требования к персоналу: водителям, диспетчерам, механикам по выпуску, инженерам по БДД (безопасности дорожного движения), руководителям транспортных компаний;

- требования к бизнес-процессам: выпуск на линию, технический и медицинский контроль, процесс оказания услуги и т.п.;

- лицензирование деятельности, как инструмент подтверждения профессиональных компетенций компаний-перевозчиков.

Бюрократия, скажете вы? Отчасти. Но при этом во главе угла каждого транспортника – 196 ФЗ с незыблемым правилом: здоровье и безопасность пассажиров превалирует над коммерческими интересами компаний!!!

ад россия.jpg

Поездки от 79 рублей

Очевидно, что соблюдение правил, установленных законодательством, дело затратное. Что же понаделала «уберизиция» и глобальное понижение стоимости? Если транспортная компания крупная (от 200 единиц), то есть возможность нивелирования колебаний прибыль-убыток на масштабе. Окей, играем в игру «поездки от 79 рублей». Если транспортная компания маленькая – до 20 единиц транспорта, то в силу неприметности, она имеет возможность долгое время не попадать в зону контроля, а значит, банально, не тратить средства на соблюдение норм и правил.

Есть еще один момент – в малых транспортных компаниях никто, как правило, не считает затрат, это такой во многом дилетантский бизнес. В общем, тоже «ОК». А вот средним компаниям пришлось тяжелее всего – преимуществ как первых, так и вторых они лишены, в результате чего компании, составлявшие костяк отрасли – попросту исчезают. Иногда насовсем, иногда, распавшись на более мелкие или вливаясь в крупные.

Простая совсем история: «79 рублей», которые так нравятся нам, как клиентам, находятся за гранью себестоимости услуги при соблюдении правил, которым должна эта услуга соответствовать, на среднем (или нормальном) масштабе бизнеса.

Стоит ли драматизировать по этому поводу? Скажем – нет, хотя нам иногда очень больно констатировать происходящее.

Знаете, недавно один водитель такси ответил на вопрос, знает ли он, как нужно двигаться для выезда из города в определенном направлении, что знание маршрутов и направлений не входит в его профессиональные обязанности. Ну что тут казать - очень жаль и многие эмоции в такой ситуации приходится оставлять при себе.

КТО и КАК или ЧТОБЫ?

Мы переживаем сейчас этап или период, когда происходит стихийное разрастание транспортной отрасли, когда каждый третий половозрелый мужчина в стране – водитель такси в основное или свободное время, в общем, когда не важно КАК, важно ЧТОБЫ. Законодательство опаздывает.

Все требования к качеству и безопасности остались исключительно на совести компаний, предлагающих услугу.

Хочется верить и видятся признаки того, что для многих заказчиков, клиентов, потребителей услуги станет важным КТО и КАК. Осознание, и в этом печаль, приходит чаще всего через негативный опыт.

Накопление такого опыта в перспективе приведет к формированию нового запроса, рынок на этот запрос отреагирует, предъявит новые требования и трансформируется.

Хорошо, что есть компании, и в числе транспортных консолидаторов, которые такое будущее видят и уже сейчас работают над качественным содержанием услуги, предвосхищая новые стандарты.