Авиапредпочтения деловых путешественников: первый класс под угрозой?

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) за 2011 год, в условиях глобальной экономической рецессии доля авиапассажиров, путешествующих первым классом, сократилась с докризисных 9-10% до 7,5-8,5%, что позволяет делать вывод о сдвиге предпочтений в пользу эконом-класса. Однако, согласно результатам недавнего исследования компании OAG (ранее Official Airline Guide), мирового лидера в области информационного обеспечения авиационной отрасли, объем пассажирских перевозок в первом и бизнес-классе, несмотря на экономический спад и нестабильность, увеличился.

Исследование, проведенное специально для издания Buying Business Travel (BBT), сравнивает показатели 2012 года с 2001 годом. Так, в начале 2000-х в распоряжении авиакомпаний во всем мире находилось около 135 млн. мест в салонах бизнес-класса, тогда как в 2012 году эта цифра составила 151 млн., т.е. на 16 млн. мест больше. При этом доля мест первого класса выросла незначительно — на 100 тыс. (с 67 млн. в 2001 году). Общее количество мест в самолетах увеличилось на миллиард — с 2,93 млрд. в 2001 до немногим более 4 млрд. в 2012.

Судя по цифрам, авиакомпании постоянно наращивают объем премиальных перевозок в первом и бизнес-классе. Тем не менее, аналитики не спешат делать оптимистичные прогнозы, поскольку спрос на высокие классы обслуживания неустойчив. В частности, в Азии к 2012 году общее число мест в салонах первого и бизнес-классов увеличилось, однако в процентном соотношении по сравнению с 2001 годом авиабилетами бизнес-класса воспользовались на 2% меньше пассажиров, тогда как в первом классе осуществили перелет на 0,5% больше.

В Ближневосточном регионе, где проживает немало состоятельных путешественников и традиционно высоко ценят предметы роскоши, комфорт и высококлассный сервис, сложилась неоднозначная ситуация. За тот же временной период (2001-2012 гг.) количество мест в первом классе уменьшилось с 3,1 млн. до 2 млн. Мест в бизнес-классе, напротив, стало больше: в 2001 году их было 3 млн., однако к 2012 году этот показатель увеличился почти в четыре раза и достиг 11 млн.

В Северной Америке также сократилось число мест именно в первом классе — с 49 до 41 млн. Что касается Европы, то здесь, по данным OAG, резко увеличился общий объем пассажировместимости: с 702 млн. мест в 2001 году до 1 млрд. мест в прошлом году. В то же время, существенно выросло лишь количество мест в эконом-классе (на 50%), тогда как в бизнес-классе появилось лишь на 12% больше мест (67 млн.). В первом классе обслуживания и вовсе стало на 170 тыс. мест меньше — всего 2,2 млн.

Опрошенные сотрудниками BBT на конференции в рамках февральского Business Travel Show тревел-менеджеры отметили, что вообще не приобретают для своих деловых путешественников авиабилеты первого класса по причине отсутствия необходимости. Они пояснили, что некоторые их клиенты все же летают первым классом, однако используют для этого собственные квалификационные мили, полученные по бонусным программам. Остальные чаще всего уже на борту бесплатно получают так называемый upgrade — право перейти в салон более высокого класса с соответствующим уровнем обслуживания.

Директор по продажам ТМС Capita Business Travel Мэтт Селби до этого 13 лет проработал в авиакомпании Гонконга Cathay Pacific: «Когда я работал в Cathay, всегда были — да и сейчас есть — те, кто хотел лететь только первым классом и был готов платить за это. Однако я не вижу в этом необходимости: условия в бизнес-классе за последние десять лет улучшились настолько, что первый класс не стоит дополнительных затрат».

Несколько иного мнения придерживается Найджел Тернер, руководитель одного из подразделений компании-лидера в сфере тревел-менеджмента Carlson Wagonlit Travel (CWT): «Количество деловых поездок возросло, и бизнес-класс стал менее эксклюзивным. Однако топ-менеджеры отдельных компаний готовы платить не просто за лучшее место, а за окружение и условия, уединенность и личное пространство, индивидуальный сервис — всё в комплексе. Среди наших клиентов по-прежнему есть процент тех, кто путешествует первым классом. Их немного, но в своих предпочтениях они постоянны».

Еще один любопытный момент: по словам руководителя лондонского офиса международной ТМС American Express Business Travel Прашанта Кучибхотла, его клиенты рассказывают, что при выборе работодателя они обязательно обращают внимание на возможность совершать премиальные бизнес-путешествия за счет компании — такой бонус является одним из ключевых в конкурентной борьбе за талантливых работников.

«Если путешественники отправляются в деловые поездки по 4-5 раз в неделю, они хотят знать, что руководство их компании готово платить за то, чтобы они путешествовали с комфортом», — говорит он. — Несмотря на то, что окупаемость инвестиций в премиальные поездки сложно оценить, клиенты считают, что высокий класс путешествий означает и высокую работоспособность, так как работники приезжают на деловую встречу отдохнувшими и способными сосредоточиться на работе. С финансовой точки зрения, поездки первым классом — небольшая часть расходов в бюджете, и наши клиенты уверяют, что преимущества легко перевешивают издержки«.

Стоит отметить, что объем предложения зависит от авиакомпании и от региона. Как считает г-н Тернер, «нет никакого коммерческого смысла предлагать дорогой продукт, если он не востребован. Авиакомпании выгоднее предложить первоклассный сервис там, где на него существует гарантированный рыночный спрос. Первый класс обслуживания, вероятно, все чаще будет предлагаться на конкретных маршрутах, поскольку по своей специфике, опять же, зависит от спроса».

По данным компании-партнера BBT Seatplans.com, самолеты Boeing Dreamliner 787 для крупнейшей британской авиакомпании British Airways выйдут в трехклассовой конфигурации: эконом-класс World Travelle, премиум эконом-класс World Traveller Plus и бизнес-класс Club World, первого класса не будет.

Такая индивидуальная «настройка» салона имеет решающее значение, учитывая затраты. К концу 2014 года крупнейшая авиакомпания Европы Lufthansa затратит около €3 млрд. на модернизацию салонов первого и бизнес-класса, в то время как Air France следующие два года инвестирует «несколько сотен миллионов евро» в совершенствование салонов первого класса. Что касается уже упомянутого перевозчика British Airways, то он выделил £5 млрд. на то, чтобы улучшить первый класс наземного обслуживания и обслуживания на борту.

Такого рода инвестиции должны быть целенаправленными. «Спад в экономике привел к сокращению тревел-бюджета компаний, но многие из них понимают, что „дело превыше всего“, и необходимо проводить деловые встречи, переговоры, выездные мероприятия, а это означает, что их сотрудники будут продолжать путешествовать», — говорит директор по продажам британского офиса авиакомпании United Airlines Боб Шумахер.

Влада Стеканова, по материалам buyingbusinesstravel.com