Саудовская Аравия — будущая Мекка бизнес-туризма?

Королевство Саудовская Аравия в последнее время стремится стать одним из ключевых глобальных игроков на рынке делового туризма и MICEи занять лидирующие рыночные позиции в Ближневосточном регионе. Эксперты при этом неоднозначно оценивают политическую и социальную ситуацию в этой богатой нефтью стране с основанным на шариате уголовным законодательством, а также задаются вопросом, можно ли консолидировать восточные и западные практики ведения бизнеса, учитывая существующие культурные различия.

Представители ведущих британских ТМС полагают, что Саудовская Аравия еще не достигла должного уровня развития и ей не хватает компетентных и высококвалифицированных работников в области бизнес-туризма для качественной реализации тревел-политики своих клиентов, в том числе, зарубежных.

Однако, по мнению аналитиков правительственного учреждения Великобритании UK Trade and Investment (UKTI), Саудовская Аравия — это быстро развивающийся и расширяющийся рынок делового туризма, и к ключевым факторам этого роста следует отнести диверсификацию экономики, либерализацию рынка, высокий уровень деловой активности частного сектора, а также модернизацию инфраструктуры за счет обширных инвестиций. В настоящее время объем экспортаВеликобритании в Саудовскую Аравию достигает £3 млрд. ежегодно, а на крупные проекты капитального строительства выделено £260 млн. В целом, как считают в UKTI, инвестиционная привлекательность Саудовской Аравии гораздо выше европейской.

Тем не менее, участники рынка считают, что заманчивые экономические перспективы работы в Саудовской Аравии перекрываются как минимум двумя серьезными препятствиями. Во-первых, сама форма правления этого исламского государства (абсолютная теократическая монархия, где роль конституции играют Коран и Сунна) создает разного рода ограничения и сложности для иностранцев,прежде всего, юридические(получение виз, обеспечение безопасности) и финансовые, связанные, в частности, с банковской деятельностью и операциями. Во-вторых, после вступления Саудовской Аравии во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2005 году стали очевидны ограниченные возможности и отставание Королевства именно в сфере делового туризма по таким вопросам, какбухгалтерия и системы учета, технологии и методологии.

В недавнем отчете исследовательской компании Phocuswright уровень готовности и адаптации Саудовской Аравии к глобальным стандартам, основам и практикам тревел-менеджмента оценивается как «низкий». Эксперты указывают на почти полное отсутствие сложных управленческих процессов и слабую подготовленность к внедрению систем централизованных закупок и платежей, использованию корпоративных кредитных карт и инструментов самостоятельного бронирования (Self-BookingTools, SBT).

В отчете также отмечается, что, как и в других государствах Персидского залива, в Саудовской Аравии больше всего ценится индивидуальный подход и обслуживание местных корпоративных покупателей, с которыми всегда выстраиваются длительные деловые отношения. Кроме того, для рынка делового туризма Королевства характерны сборы за транзакции, а популярностью пользуются, преимущественно, услуги онлайн-агентств по туризму (объем продаж этих услуг, по прогнозам, должен удвоиться с £1 млрд. в 2011 году до £2 млрд. в 2014 году) и поездки строго «из одного пункта в другой» (point-to-pointtravel).

«У них самобытная культура, в том числе, деловая, они пользуются дешевой рабочей силой и работают по системе заключения договоров с подрядчиками для выполнения требований корпоративных покупателей, — описывает деятельность местных TMC вице-президент по продажам в регионе EMEAтранснациональной компании-провайдера в сфере тревел-менеджмента Иван де Лантиви. — Поэтому они ставят под сомнение необходимость внедрения новых процессов или технологических решений, платформ. На местном рынке ценность имеет специфическая модель управления, а не универсальный метод и подход к каждому клиенту».

Управляющий директор ближневосточного отделения транснациональной ТМС FCm Travel Solutions Эндрю Боксалл добавляет: «Несмотря на то, что индустрия туризма в Саудовской Аравии развита достаточно неплохо, здесь не прижились те прогрессивные нововведения, которые уже приняли на вооружение на других рынках по всему миру. Однако более привычные способы ведения бизнеса все равно меняются, и, поскольку местные ТМС более традиционны в деловом плане и не проявляют никакой инициативы, корпоративным покупателям начинает недоставать чего-тоболее актуального».

По мнению Энди Тэйлора, руководителя одного из департаментов британского офиса международной компаниипо организации деловых поездок и управлению расходами Hogg Robinson Group (HRG), в настоящее время в Саудовской Аравии действительно растет разрыв между культурой, сосредоточенной на пожеланиях клиента и оказании услуг на высшем уровне, и потребностями в более современном подходедля выполнения общей корпоративной тревел-программы. «Мы сталкиваемся с тем, что клиенты, представляющие глобальных игроков, крупные транснациональные корпорации, стремятся к системности и последовательности в процессе реализации тревел-политики и не хотят больше принимать особенности местной культуры, местные традиции в качестве оправдания и причины, почему в итоге не удается получить желаемый результат», — объясняет он. Кроме того, подчеркивает г-н Тэйлор, на рынке делового туризма совсем неактивно используют технологии и инструменты онлайн-бронирования, предпочитая традиционные офлайновые методы обслуживания клиентов и ведения бизнеса.

В течение 2013 года FCm Travel Solutions планирует открыть на территории Саудовской Аравии партнерский офис, поскольку местные корпоративные покупатели хотят, чтобы IT-отрасль была глубже интегрирована в индустрию бизнес-туризма, но необходимых для этого знаний и навыков у местных специалистов нет. При этом, по словам г-на Боксалла, самые сложные проблемы в сложившейся ситуации — действующее законодательство, регулирующее деловой туризм, и определение и поиск надежных источников информации. «Мы уверены, что сможем оживить рынок и поднять на новый уровень мастерство игроков и качество обслуживания за счет внедрения новых технологических решений и привлечения глобальных поставщиков услуг», — отмечает он.

Влада Стеканова, по материалам buyingbusinesstravel.com