Учиться всегда пригодится, трудиться должна девица
Мы в АБТ-ACTE Russia и не думали сомневаться в категорической необходимости постоянного профессионального развития для всех участников отрасли, потому что технологии изменяются, рынок изменяется, а экономические условия изменяются даже чаще, чем того хотелось бы. Держаться на плаву нам помогает приобретение новых компетенций. Почему в таких условиях надо вести себя как инфузория и при чем здесь Министерство науки Индонезии, рассказывает Дмитрий Марьин из UNIFEST.
На личном примере
Специалисту необходимо уподобиться инфузории и научиться «отращивать новые ноги», чтобы хвататься за недостающие знания и навыки. Экспертиза в одном поле перестает быть конкурентным преимуществом, становится всего лишь одной из таких «ног». Объясню на примере.
В начале декабря партнеры из Индонезии попросили поспособствовать организации визита высокопоставленной делегации Министерства науки и технологий в Москву. Им нужен был курс обучения специалистов управления в технологической сфере, управления технопарками. Сам по себе запрос не вызвал бы никаких эмоций, если бы не масштаб задачи, которую следовало реализовать за две недели. Чтобы иметь возможность склеить программу воедино в сотрудничестве с ведущим университетом России и двумя технопарками г. Москвы, руководитель проекта вынуждена была за столь недолгий срок постичь азы организации STP (Science Techno Parks), включая скаутинг площадок, девелопмент территорий, взаимодействие с органами власти в области создания и поддержки технопарков, управление и маркетинг STP и пр.
Случай очень ярко показывает динамику развития потребности в обучении сегодня. Но помимо самого факта приобретения знаний, не менее важно понимать, как учиться, где и чему. В UNIFEST мы, в том числе, помогаем разбираться в сумбурном мире квалификаций и компетенций, относящихся к индустрии business travel и MICE. Чтобы определить, в какой области вам необходимы новые знания, нужно понимать, какие процессы происходят на рынке.
О людях
Проектов подобного рода, требующих экспертизы, появляется все больше. Опытным путем мы пришли к пониманию того, что профессия в чистом виде — атавизм, все менее отвечающий потребностям рынка. Я просмотрел несколько десятков описаний вакансий в TMC в России и за рубежом. Зачастую предъявляемые требования никак не укладываются в привычные рамки термина «профессия». Дополнительные навыки перестают быть «дополнительными», становясь ключевыми дифференцирующими элементами.
Соискатель, обладающий навыками, которых нет у конкурентов, оказывается в выигрышном положении, даже если эти навыки напрямую не относятся к «профессии». На смену статичным профессиям приходят динамичные взаимопроникающие «облака» компетенций, где навыки одних отраслей применяются в других.
До второй половины XX века большинство систем обучения работали над последовательным углублением в предмет изучения, создавая своего рода колонну знаний и навыков (I-shape). Со временем вузы стали выпускать T-shape-специалистов, по вертикали у которых откладывались те самые глубокие знания предыдущей эпохи. Горизонтальная же линия — это кругозор, навыки, которые не привязаны к конкретной предметной области. Сейчас тоже происходит интересный сдвиг, продиктованный изменениями в динамике процесса генерации продуктов и сервисов. Изменения насколько быстры и разносторонни, что никакая специализация или углубление не способны их поглотить.
Мы не отказываемся от прежней деятельности, но анализируем, какие навыки из прежнего опыта можно использовать в новой сфере. И все меньше рассчитываем на фундаментальное образование. На первый план выходят новые формы: edutainment, мастер-классы, воркшопы, дискуссии, онлайн-курсы и т.д. Что угодно, чтобы отрастить дополнительную «пару ног», которую в добавок хорошо бы еще и «переплести» с уже существующими.
О технологиях
Все было довольно безоблачно для нашей индустрии с 50-х годов и вплоть до середины 90-х. И связываю я этот момент с появлением Agile-методологий и в частности SCRUM. Это принцип построения разработки, позволяющий в жестко фиксированные и небольшие по времени итерации, называемые спринтами (sprints), предоставлять конечному пользователю работающий продукт с новыми бизнес-возможностями, для которых определен наибольший приоритет. При этом строго фиксированная небольшая длительность спринта придает процессу разработки предсказуемость и гибкость.
Результат – Цифровая Трансформация уже здесь и уже в умах наших с вами клиентов. В том числе и поэтому мы теперь видим транзакцию ценой в 200 рублей. Мы проиграли Информационным технологиям – мы как индустрия пока не успеваем адаптироваться и продолжаем руками делать то, что в retail и других отраслях давно переведено на поток без затрат на человеческое вовлечение.
И да, здесь применимы принципы экономии от масштаба. И пока мы с вами думаем над способами адаптации «продуктов горения» ИТ индустрии, они шагнули дальше и вывели на рынок новый принцип - DevOps (Development + Operations) – смесь философии, компетенций и инструментов, позволяющих наладить процесс непрерывной имплементации при с отработкой обратной связи в режиме реального времени и максимальной автоматизацией монотонных процессов.
Мы взяли эту философию за основу и назвали новую инициативу KAMOps (адаптируя под business travel – роль разработчиков, «набрасывающих» все новые решения для имплементации у нас выполняют Key account mangers). Одними из первых мы перенесли эту методологию на процесс адаптации новых клиентов. Теперь мы не передаем клиента между службами, теряя время и информацию, а сразу создаем единое информационное поле, в которое вводим всех членов команды всех этапов.
Новые процессы потребовали новых инструментов…
О технике
Легко предположить из примера выше, что такой подход к проектной работе требует совершенно иного уровня коммуникаций между членами команды. Поддержку новых стандартов призвана дать платформа Битрикс, совместно с приложение «Есть идея». Этим простым и недорогим решением мы закрыли вопрос проектной коммуникации внутри команд, а также запустили инструмент, позволяющий использовать плечо всей компании (или ее сотрудников) в вопросе поиска новых идей для совершенствования.
Вторым рубежом для нас стала автоматизация актуальной обратной связи от клиентов, позволяющей моментально адаптироваться не только в процессе решения операционных вопросов, но и перекладывая практику на многослойные процессы разработки инструментов и комплексных решений для клиентов. Здесь на помощь пришла система UService Desk, делающая процесс сбора обратной связи бесшовным для нас и «не инвазивным» для клиентов.
Третий этап, пожалуй, не закончится никогда: автоматизация, автоматизация и еще раз автоматизация. Только так у нас с вами может появиться время для реакции на полученную «в предыдущем пункте» обратную связь.
Зачем мне знать это?
Если вы представляете агентство, то важно знать, что IT и travel индустрии переходят от supply chain взаимоотношений к коллаборации и партнерству. Мы пытаемся перенять и адаптировать принципы работы наиболее продвинутых представителей индустрии IT. Если раньше нам необходимо было выскребать куски разрозненной информации из IATA, Sabre, Amadeus и источников второго уровня (или довольствоваться собственными изысканиями), то теперь мы идем нога в ногу с одной из самых четко организованных индустрий.
Если вы физический участник рынка, то предлагаю вам воспользоваться позитивным примером моих коллег! Вспоминаем инфузорию: чем больше знаний и навыков вы имеете, тем больше шансов, что будете крепко стоять на ногах вне зависимости от того, какой сложности и внезапности вопрос придется вам решать завтра.