Российские корпорации должны учиться управлять расходами на деловые поездки

Не дожидаясь будущего года, когда в Москве пройдет очередной отраслевой форум международной Ассоциации руководителей корпоративных путешествий (Association of Corporate Travel Executives, ACTE), мы уже сейчас решили обсудить состояние и тенденции в отрасли деловых поездок (business travel) с международными экспертами. Помочь нам согласился один из участников апрельского форума, партнер компании Trust Management Consultants GmbH Винфрид Баркцайтис (Winfried Barczaitis).

- Г-н Баркцайтис, как, на ваш взгляд, сегодня чувствуют себя международный и российский рынки деловых поездок? Удалось ли им окончательно восстановится после кризиса?

- Хочу сразу заметить, что в моем понимании business travel - ни что иное как инвестирование, необходимое для поддержания и развития основной деятельности компаний и корпораций. Траты на деловые поездки, как правило, занимают вторую или третью позиции после расходов на персонал и даже, в ряде случаев, на IT. Во многих странах - США, Канаде, большей части Западной Европы, в Австралии - действует отлаженный механизм управления расходами на поездки. В странах БРИК, СНГ, Восточной Европе, части Южной Америки, Африки и Ближнем Востоке этого почти нет. Расходы на поездки там в любой момент могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Что касается скорости восстановления после кризиса, то это зависит от региона, отрасли и степени управляемости расходами на поездки. Следовательно, на высокоразвитых рынках рост объемов командировок не будет соответствовать темпам восстановление экономики, поскольку профессиональный трэвел-менеджмент корпораций старается как можно эффективнее использовать бюджеты на поездки.

- На что сегодня ориентируются трэвел-менеджеры, определяя эффективность расходов на деловые поездки?

- Один из базисов трэвел-политики - умение управлять спросом. То есть надо четко понимать, нужна поездка или она может быть заменена, например, видеоконференцией или чем-то подобным.

- На российском рынке есть это понимание?

- Честно говоря, я не увидел, поскольку в большинстве отраслей расходы на деловые поездки не имеют жесткого управления. Роль и компетентность трэвел-менеджеров в компаниях еще очень низкая.

- Какова ваша оценка объемов международного и российского рынков деловых поездок?

- Это непростой вопрос, поскольку практически нет надежной статистики по регионам и миру в целом. Наиболее правдоподобными, на мой взгляд, являются данные Всемирного совета деловых путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council, WTTC). По их оценкам, за 2010 год объем деловых поездок во всем мире составит $819 млрд., что на 1,8% меньше, чем годом ранее. К 2020 году они прогнозируют цифру в $1,589 трлн., что означает ежегодный рост на 4,3%. Этот же источник оценивает рынок частных путешествий в этом году в $3,111 трлн. Прогноз на 2020-й – $5,793 трлн. с ежегодным ростом на 4,1%. Что касается российского рынка, то, по мнению WTTC, в этом году объем деловых поездок сократится на 5% и составит $6,5 млрд. Прогноз на 2020 год – $18,4 млрд. при ежегодном росте на 5,9%. Объем рынка частных поездок оценивается в $50,5 млрд. Это на 5,8% меньше, чем годом ранее. А прогноз на 2020-й – $122,8 млрд. при ежегодном росте на 4,3%.

- Вы полностью доверяете этим данным?

- Могу сказать только, что WTTC является хорошим и достаточно консервативным источником. Но если говорить о более детальной оценке российского рынка, то, по моим данным, общий объем авиаперевозок по России за 2009 год составил $13,5 млрд. Это на 20% меньше чем в 2008 году. В этом году показатель должен вновь вернуться к $15 млрд. Во многих западных странах деловые поездки составляют более 60% всего объема авиаперевозок. В России он приблизительно равен 40%, то есть порядка $6 млрд приходится на деловые поездки. Если рассмотреть деление в секторной диаграмме, бизнес трэвел, включая MICE, составляет более $13 млрд. В отличии от цифр WTTC, в моей диаграмме MICE включен в общие расходы на деловые поездки.

Насколько мне известно, во многих корпорациях объем расходов на MICE-мероприятия равен расходам на командировки. В то же время, в статистике России эти цифры входят в частные поездки. По моим представлениям, в России под MICE обычно подразумевают групповые поездки. Как я понимаю, Росстат считает все групповые поездки как частные путешествия, поскольку по таким же критериям готовит статистику российская таможня.

- Можете оценить динамику роста международного и российского рынков с начала года в целом и по направлениям: business travel и MICE?

- Я убежден, что в продолжение года отрасль деловых поездок в России будет демонстрировать рост вслед за восстановлением экономики. Профессиональные СМИ уверяют нас, что экономика страны восстанавливается быстрее, чем ожидалось. К тому же стремление правительства России к приватизации государственных предприятий привлечет больше международных бизнес-путешественников. Полагаю, сегмент MICE будет расти более медленными темпами. Индустрия встреч имеет много общего с маркетинговыми инвестициями, а компании и корпорации сейчас не спешат тратить средства на маркетинг.

- Ваши оценки соответствуют оценкам WTTC?

- Прогнозы WTTC впечатляют, но все-таки они очень сдержанные. Сегодня мы можем видеть растущую потребность в деловых, а также поощрительных поездках и разных мероприятиях, что открывает широкие возможности для бизнес-агентств. В то время как западные корпорации только начинают совмещать управление расходами на MICE и деловые поездки, Россия, со свойственной ей «игрой в чехарду», легко может начать делать это одновременно.

- Расскажите о тенденциях, которые появились в мировой отрасли в 2010 году. Ваши прогнозы развития отрасли на ближайшие 3-5 лет?

- Текущий год все еще находится под сильным влиянием экономического кризиса. В крупнейших корпорациях в прошлом году деловые поездки находились под сильным давлением. Так, SAP запретил все внутренние поездки. Другие корпорации сократили расходы по командировки на 30-80%. Это сильно повлияло и продолжает воздействовать на всех поставщиков. Авиационная отрасль перестала зарабатывать деньги. Бизнес-класс, особенно на внутренних рейсах и внутри-европейских маршрутах, почти полностью пуст. Все это привело к агрессивной политике ценообразования и дальнейшему объединению авиакомпаний. Яркий пример cлияние американских компаний United и Continental, о котором было объявлено весной.

Гостиничный сектор также несет убытки, при этом свернуть бизнес часто - невыигрышный вариант. Со снижением прибыли столкнулись бизнес-агентства и travel management company (TMC). Причем, в ряде случаев, бизнес-агентства, работающие с малыми и средними предприятиями, пострадали меньше, чем те, которые обслуживает большие корпорации. Мировая четверка - American Express, BCD, CWT, HRG - пострадала сильнее всего.

Хотя экономика восстанавливается, и корпоранты снова путешествуют, сегменту деловых поездок еще потребуется некоторое время для возвращения к «былой красоте». Этому будет способствовать дальнейшее распространение альтернативы деловых поездок – теле-и видеоконференций.

- Каковы перспективы российского рынка на ближайший год и в среднесрочной перспективе?

- Отрасль деловых путешествий в России, несомненно, продолжит расти, и здесь я согласен с долгосрочными прогнозами WTTC. В краткосрочной перспективе я вижу рост отрасли по итогам года. Возможно, в цифровом выражении не удастся достичь уровня 2008 года, но, в отличие от WTTC, не вижу причин для дальнейшего падения по сравнению с 2009.

Сегодня в большинстве российских корпораций нет механизма управления расходами на поездки, и здесь заключается главная перспектива во многих отношениях. Российский рынок business travel находится в стадии зарождения. Говорить так мне позволяет опыт индивидуальной работы с российскими TMC. Сами компании стремятся развивать свой сервис и предлагать более качественное обслуживание, соответствующее западным стандартам. Однако они сталкиваются с тем, что спрос на продукты, подразумевающие возможность управления трэвел-бюджетами, еще очень ограничен.

- Какой совет могли быть дать заказчикам трэвел-услуг?

- Желая оптимизировать издержки в целом, российские корпорации должны учиться управлять расходами на деловые поездки. И первое, с чего нужно начать, - повысить роль трэвел-менеджмента. Опыт корпорации в других странах, показывает, что расходы на поездки, если они управляемы, можно сократить на 20% и более без снижения качества сервиса. Такой подход позволит местным бизнес-агентствам TMC развивать бизнес согласно российским потребностям и в тоже время влиять на рынок. Также появится возможность местным и, возможно, международным ассоциациям предлагать образование для настоящих трэвел-менеджеров, как это происходит во всем мире. В завершении хотел бы сказать, что деловые поездки в России – это рынок огромных возможностей для тех, кто знает, как использовать его оптимальным способом. И я уверен, что развитие этого сегмента будет идти большим шагами. (читать в оригинале)

Винфрид Баркцайтис в индустрии деловых поездок более 35 лет. Имеет опыт работы в таких известных компаниях как Schenker, Thomas Cook, KarstadtQuelle и American Express. Последние 25 лет он был генеральным директором представительств на различных рынках в Центральной Европы, затем стал членом Европейского управления American Express, разрабатывая стратегию для бизнес-трэвел в Европе.

Г-н Баркцайтис обладает глубокими знаниями в области трэвел-менеджмента в общем и, в частности, в Восточной Европе, России и СНГ. Несколько лет жил в Москве, работая в American Express. Сегодня г-н Баркцайтис - партнер и старший консультант крупнейшей в Европе консультационной компании по трэвел-менеджменту. Его специализация – общий менеджмент, экономическая эффективность в трэвел-менеджменте, мотивация персонала, тренинги, слияния и поглощения, развитие новых рынков.