ФАС проанализировал более 650 тысяч тарифов авиакомпаний
Федеральная антимонопольная служба проанализировала более 650 тысяч тарифных предложений авиакомпаний за последние два года на всех действующих маршрутах России. Приход на направление дополнительно одного перевозчика снижает тариф в среднем на 28,5%, двух на 32%, трех на 39%. При этом на маршрутах без доминирования отдельного перевозчика рост тарифа с апреля 2008 по декабрь 2009 г. составил в среднем 8,1%, а на маршрутах с доминированием
Г-н Голомолзин отметил, что более 60% территории Российской Федерации представлено регионами с населением более 15 млн. человек, для которых авиация является незаменимым, часто единственным средством транспортных коммуникаций. Масштаб страны, ее геополитические особенности определяют значимость воздушного транспорта как мощного интеграционного фактора. На основе детального анализа ФАС предложил меры по кардинальному улучшению ситуации на рынке авиаперевозок.
За последние несколько лет по инициативе антимонопольного органа Правительство РФ приняло правовые акты, в соответствии с которыми у авиакомпаний появилась возможность свободного выбора маршрута, а также недискриминационный доступ к услугам в аэропортах. В том числе благодаря предпринятым ФАС России мерам были снижены цены на авиатопливо. На конкурентные маршруты, обслуживаемые тремя и более перевозчиками, приходится уже три четверти объемов перевозок. Доля таких перевозок стабильно увеличивалась в общем объеме внутренних перевозок с 73% в 2007 году до 76,2% в 2009 году. В январе-октябре 2010 года объем пассажирских перевозок увеличился на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Пассажирооборот авиакомпаний за этот период вырос на 31,5%.
За последние полтора-два года примерно на 380 маршрутов рост тарифов составил 30% и более. В настоящее время территориальные управления по поручению ФАС России проводят проверки этих маршрутов. Факты нарушений антимонопольного законодательства, в частности, были установлены в Красноярске, Калининграде, Ростове-на-Дону, Ханты-Мансийске.
По словам Анатолия Голомолзина, невозможно решить проблему лишь рассмотрением дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Необходимо кардинальное улучшение ситуации на рынке в целом. По объемам перевезенных пассажиров Россия, по-прежнему, не вышла на показатели
При этом доля зарубежных отправок превышает перевозки между округами по всем направлениям в Северо-Западном и Центральном (кратно) округах. Превышение зарубежных направлений над внутренними (за исключением перевозок в Центральный округ) отмечается в Приволжском, Сибирском и Южном округах. Дальневосточный округ единственный, в котором перевозки внутри одного округа более 1млн. человек в 2009 и в 2008 годах значительно превышают объемы внешних воздушных коммуникаций. Минимальны внутренние объемы перевозок в Приволжском (96 тыс. человек в течение
Основной внутренний пассажиропоток концентрируется на магистральных направлениях, представленных достаточно высоким числом конкурирующих авиакомпаний. Однако менее 25% пассажиров, перевозимых на социально значимых региональных и местных линиях (на 90% от общего количества линий), обслуживается одной или двумя авиакомпаниями. Сейчас через Москву летают 75% пассажиров, региональные перевозки составляют 22%, местные 3%. В 1990 через Москву летало 26% пассажиров, региональные перевозки составляли 46%, местные 27%.
Аэропортовая сеть России за 20 лет сократилась более чем в 4 раза. В аэропортах лишь 62% имеют взлетно-посадочных полосы (ВПП) с искусственным покрытием, при этом 70% объектов введено в строй около 20 лет назад. Светосигнальным оборудованием оснащено две трети аэродромов. Велик износ основных фондов аэродромной сети. Благоприятная ситуация в Московском авиаузле сложилась в значительной степени благодаря конкуренции трех основных аэропортов (Домодедово, Шереметьево, Внуково). За последние годы были решены вопросы развития и модернизации в целом ряде крупных городов, в том числе с применением различных форм государственно-частного партнерства. Основная проблема отставание с развитием сети региональных и местных аэропортов.
Тарифы в крупных и мелких аэропортах значительно различаются от 1,5 раз по керосину и топливо-заправке до 3,1 по авиабезопасности и до 3,8 раз по взлету-посадке. Одна из причин состоит в завышенных нормативных требованиях к малым и средним аэропортам, излишнем административном бремени со стороны регулирующих органов. Большинство аэропортов не работают как бизнес-единицы, ориентированные на рост авиаперевозок. Система тарифного регулирования также не является стимулирующей. Ситуация требует оптимизации функций и полномочий органов исполнительной власти в сфере транспорта, изменения законодательства, регулирующего воздушные перевозки. Следует отметить, что Правительственная комиссия по административной реформе в ноябре уже рассмотрела и одобрила часть таких предложений. Новые предложения по этому вопросу будут внесены ФАС России до конца этого года.
Структура затрат, оказывающих влияние на стоимость авиаперевозки в 2009 году по отношении к 2008 году изменилась. Хотя основной статьей расходов остаются затраты на авиаГСМ, но их доля существенно снизилась с 38,4% в 2008 году до 25% в 2009 году. При этом выросли затраты как на регулируемые тарифы на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, так и на аренду воздушных судов, лизинговые платежи, производственные расходы.
ФАС России подготовила предложения, направленные на улучшение текущей ситуации и на достижение таких основных целей, как увеличение к 2020 году объемов перевозок пассажиров в