Гостиничному бизнесу в России есть к чему стремиться

Журналисты программы канала BBC Russia Business Report, которые в течение прошлого года исколесили разные регионы России, останавливаясь в обычных гостиницах, готовы поделиться своими соображениями о гостиничном бизнесе в стране.

Приводя примеры недостатков, замеченных в работе российских гостиниц (такие как отсутствие интернета, дополнительная плата за кофе на завтрак и обилие проституток в холле), BBC в качестве одной из ключевых проблем называет хронический дефицит гостиничных номеров, в особенности в регионах. По этой причине, пишет корреспондент, гостиницы могут себе позволить низкий уровень обслуживания при завышенных ценах.

«Когда нет гостиниц, нет конкуренции, вот почему нынешнее соотношение цены и качества несправедливо по отношению к клиентам, — говорит девелопер из Нижнего Новгорода Эдуард Фяксель. — Отсутствие конкуренции означает, что существующие гостиницы заполнены и прекрасно себя чувствуют и так, им незачем работать над улучшениями».

Удар рецессии

Крупные инвестиции в гостиничную индустрию приостановились с приходом финансового кризиса два года назад. Сочетание растущего спроса и высокой маржи прибыли привели к тому, что российские и иностранные девелоперы недвижимости и операторы отелей объявили о большом количестве новых проектов, многие из которых пришлось положить на полку в связи с повышением расходов и резким сокращением бронирования.

Одним из таких замороженных проектов стал отель «ОКА» в Нижнем Новгороде, который в начале года открыл новое крыло на 140 номеров. С началом кризиса владельцы гостиницы встали перед дилеммой — продолжать ли им работы по обустройству гостиницы 1970-х годов, или приостановить этот процесс.

Всего в Нижнем Новгороде 80 гостиниц — чего, по мнению ВВС, совершенно недостаточно для города такого размера. Министр туризма региона Владимир Селезнев признает наличие проблемы: «Наш инвестиционный совет принял 12 проектов гостиниц — но из них активны только два. Проблема с остальными в том, что инвесторы заморозили их или полностью остановили из-за кризиса». По его словам, администрация предоставляет девелоперам освобождение от налога на недвижимость и другие виды финансовой помощи для того, чтобы они снова занялись строительством.

Международные бренды

По некоторым признакам, пишет ВВС, часть инвесторов готовы снова попытать счастья в этой сфере. Эдуард Фяксель планирует строительство четырехзвездочного отеля в центре Нижнего Новгорода. Он надеется привлечь в этот бизнес международных игроков, которые хотят расширяться в российских регионах.

«Инвесторы понимают, что в этих регионах существует огромный спрос на строительство гостиниц, — говорит он. — В России недостает системы обучения персонала для гостиниц и ресторанов, поэтому необходимо привлекать крупные международные бренды, которые могли бы управлять новыми отелями».

Крупные игроки в первую очередь заинтересованы в городах — миллионниках, большая часть из которых находятся в европейской части России. «Мы фокусируем свое внимание на первичных рынках с населением в миллион человек и больше», — говорит Кирк Кинселл, президент подразделения по Европе, Ближнему Востоку и Африки крупнейшей в мире гостиничной компании IHG. «Мы не занимаемся городами с населением меньше миллиона. Нам нужен генератор спроса, такой как крупная компания с международным собственником, которая будет привлекать большое количество людей, приезжающих сюда по бизнесу», — заявил он.

Циклический бизнес

Сеть IHG, которой принадлежат такие бренды как Intercontinental, Holiday Inn и Crowne Plaza, в настоящее время имеет девять гостиниц в России, и еще одиннадцать скоро откроются, в том числе в Нижнем Новгороде и в Екатеринбурге.

Кинселл говорит, что важно работать в тесном сотрудничестве с местными девелоперскими компаниями. Он говорит, что важно, чтобы их партнеры были готовы к долгосрочному сотрудничеству и понимали характер этого бизнеса. «Мы объясняем им, что они должны быть готовы к перепадам. Это циклический бизнес, они не могут рассчитывать, что всегда будут на вершине». (rb.ru, bbc.co.uk)