Крупнейшие аэропорты и перевозчики в январе показали рост к докризисному 2008 году

Российский авиарынок наверстывает упущенное во время кризиса. В январе все московские аэропорты показали рост не только к провальному 2009 году, но и к пиковому уровню января 2008 года. Авиакомпании, которым нужно загружать лизинговые самолеты, достигают роста пассажиропотока за счет снижения цен и открытия новых, порой не самых рентабельных маршрутов, отмечают эксперты. Для авиаперевозчиков эта тенденция может стать опасной, но аэропортам только на руку.

Московские аэропорты подвели итоги своей работы в январе 2010 года. Все три столичных международных аэропорта — Домодедово, Шереметьево и Внуково — увеличили количество обслуженных пассажиров не только по сравнению с январем прошлого года, но и по сравнению с рекордно удачным январем 2008 года. Внуково в январе обслужило 591 тыс. пассажиров, что на 37% больше, чем в январе 2009 года, и на 24,7% больше, чем в докризисном январе 2008 года. Пассажиропоток аэропорта Шереметьево за месяц составил 1,2 млн человек, рост к показателям 2009 года — 23,2%, к аналогичному периоду 2008-го — 19%. Крупнейший в России аэропорт Домодедово в январе обслужил 1,5 млн человек, также показав рост как к январю 2009 года (на 34%), так и к январю 2008 года (на 9,2%). При этом по отношению к прошлому году у всех трех аэропортов объем перевозок на внутренних рейсах растет быстрее, чем на международных: у Шереметьево — на 33% и 19%, у Домодедово — на 43,3% и 29,2%, у Внуково — на 50% и 9% соответственно.
Итоговые данные по перевозкам пассажиров за январь еще не готовы, но те из авиаперевозчиков, которые уже опубликовали свои данные, также показывают уверенный рост. Объем перевозок «Трансаэро» в январе вырос на 64,3% по сравнению с 2009 годом, группы С7 («Сибирь» и «Глобус») — на 26,2%, «ЮТэйр» — на 81,5%, «Уральских авиалиний» — на 53%. «ЮТэйр» и «Трансаэро» также выросли и по сравнению с 2008 годом.
Глава Infomost Борис Рыбак считает, что уверенный рост пассажиропотока в январе года объясняется теми же причинами, что и относительно низкое падение объемов в прошлом году. На рынке остается переизбыток провозных мощностей: даже в провальном прошлом году в Россию было ввезено 118 зарубежных самолетов, в основном магистральных, отмечает эксперт. "Лизинговые самолеты невыгодно возвращать обратно, платежи за них все равно приходится перечислять, так что для минимизации убытков их надо куда-то ставить, пусть даже не на выгодные направления. Поэтому все перевозчики открывают новые маршруты и увеличивают частоты на существующих, а для загрузки рейсов продолжают держать низкие тарифы«,— поясняет эксперт. Это подтверждает и опережение роста внутренних перевозок над международными.
Борис Рыбак называет тенденцию «опасной»: компаниям с неустойчивым финансовым положением ценовые войны и погоня за пассажиропотоком в ущерб рентабельности могут стоить жизни. Вместе с тем аэропорты от этой тенденции только выигрывают, констатирует господин Рыбак. Но глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что к концу года ситуация должна сбалансироваться. "Если пассажиропоток будет восстанавливаться, перевозчики в какой-то момент неминуемо начнут снова повышать тарифы«,— говорит аналитик. После этого, добавляет он, рост объемов перевозок должен приостановиться, и по итогам года рынок в лучшем случае покажет минимальный рост. («КоммерсантЪ»)