Образовательная программа «Тревел-менеджер»: обучение через профессиональное общение

Очередная образовательная программа «Тревел-менеджер» Ассоциации Бизнес Туризма завершилась 11 июня. За 28 академических часов слушатели успели обсудить волнующие их вопросы, получить ценные советы и консультации опытных практиков в сфере business travel, в частности, узнать о бюджетировании расходов на деловые поездки, процессе организации и проведении тендера, тонкостях договорной работы с поставщиками, способах бронирования услуг и принципах платежных систем.

Стоит отметить, что занятия больше напоминали профессиональное общение участников. Такая форма обучения наиболее комфортна слушателям, объясняет руководитель образовательных программ АБТ Оксана Перевалова: «Они могут без стеснения спросить о том, как решается та или иная неоднозначная ситуация. А небольшая группа из пяти-шести человек способствует детальному погружению. Иногда преподаватель устраивает тренинг и предлагает каждому отстоять свою позицию, что бывает очень полезно. Становится очевидно, насколько расходятся потребности поставщика и покупателя. А цель взаимодействия — установление взаимовыгодного сотрудничества и взаимного интереса».

Абсолютно все преподаватели делились знаниями, исходя из своего личного опыта. Среди них — Люба Гульбина, операционный менеджер HRG Russia, международной компании-поставщика услуг по организации деловых поездок. Эксперт рассказала, что ей было интересно побеседовать с сотрудниками компаний, которые могли бы выступить в роли потенциальных клиентов: «Ценно было услышать, как в организациях решают различные вопросы, связанные с управлением деловых поездок, узнать, какие пожелания формулируют сотрудники компаний-корпоративных покупателей».

По словам г-жи Гульбиной, познания слушателей курса были довольно разными: «Однако, на мой взгляд, даже самым продвинутым не хватало понимания того, что на вопросы организации деловых поездок нужно смотреть комплексно, некоторые вопросы решать нескольким подразделениям совместно, чтобы учесть все особенности бизнес-процессов компании, ее потребности».

Руководитель группы закупок категории тревел «Лаборатории Касперского» Ирина Костюкова, представившая на курсе презентацию о способах бронирования услуг, согласна с коллегой: «Тревел-команда хочет разумной логистики в работе с поставщиками, закупщики — максимальной экономии. Совместить ожидания реально, но делать это желательно кому-то одному».

По мнению г-жи Костюковой, тревел-менеджер будущего — это человек-универсал. Он и закупщик, и аналитик, и стратег, и коммуникатор. Он знает, как работать с людьми, и понимает, как работать с информацией: «Все неплохо представляют, как выстроить схему внутренней авторизации: что-то забронировать, выписать, оплатить. И мало кто знает, как быть с большим объемом финансовых данных. А ведь именно они — ключ к построению эффективной тревел-программы, снижению расходов».

На курс «Тревел-менеджер» обычно приходят подготовленные специалисты. У них уже есть опыт в деловом туризме, определенные наработки, основные знания.

Так, тревел-координатор Группы компаний «АБС-Электро» Мария Милакина, не так давно вступившая в эту должность в компании, поделилась, что благодаря курсу она смогла определить для себя те ориентиры, которые помогут ей в дальнейшем профессиональном росте и развитии.

«Сложилось четкое понимание того, что представляет собой профессия тревел-координатора, наметился дальнейший план действий по улучшению качества работы, повышению эффективности взаимодействия с Travel Management Company (ТМС) и так далее, — сказала г-жа Милакина. — Обучение проходило в непринужденной обстановке, информация усваивалась легко, ответы на все вопросы были получены. А главное — благодаря курсу у меня появилось много полезных знакомств!»

Главный эксперт Протокола, компании ООО «Сибур» Полина Изюмова также похвалила атмосферу занятий. На курс она пришла, так как в ее функционале появились все задачи, связанные с business travel.

«Учителя очень открытые, были готовы поделиться опытом, — говорит г-жа Изюмова. — Оптимальное количество человек во время лекций. Пожалуй, есть только одно пожелание: проводить обучение на выходных или утром, так как вечером воспринимать информацию сложно. Что касается лекционного материала: несмотря на то, что со многими аспектами я уже была знакома, мне удалось уточнить важные детали и нюансы, а главное обсудить с коллегами, как те или иные аспекты business travel решаются в других компаниях. По моему мнению, курс будет полезен и тем, кто вообще не знаком с данным направлением».

В свою очередь, координатор административного отдела одной из крупнейших аудиторских и консалтинговых фирм KPMG Дарья Бондарева призналась, что до курса занималась больше операционной работой: ежемесячными отчетами, оформлением договоров, сбором статистических данных.

«Захотелось в срочном порядке перечитать travel policy, договор с TMC, ознакомиться с литературой, — пояснила г-жа Бондарева. — Я понимала, что еще многое предстоит понять и со временем применить на практике. Отдельную благодарность хочется выразить за возможность познакомиться и послушать таких опытных тренеров, как Люба Гульбина, Марина Кречетникова, Ирина Костюкова, Екатерина Александрова. Это ценный опыт. Каждый из них рассказал о своей специфике и некоторых тонкостях в работе, которые пригодятся в будущем. Спасибо команде!»

«Для тех, у кого собственный опыт минимален, такие занятия — источник бесценной информации, которую не найдешь в учебниках, — резюмирует г-жа Костюкова. — Тем, у кого, опыт есть, курс дает восполнить имеющиеся пробелы в знаниях и сравнить собственные практики с практиками других специалистов, возможно, найти более эффективные. И даже тем, кто не узнает на этих уроках практически ничего нового, не стоит жалеть о потраченных деньгах. Укрепить собственную самооценку, понять, что ты на правильном пути — тоже дорогого стоит».

Марина Осипова