СВВТ планирует продавать гостиницы и турпакеты

В Подмосковье прошла пятая конференция участников Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), на которую собрались представители авиакомпании и агентства по продаже авиабилетов. Руководство СВВТ отчиталось о проделанной работе и определило основные направления развития на ближайшие три года. Одним из них станет разработка технологий для включения в систему услуг гостиниц и продукта туроператоров.

Пример эффективности работы СВВТ — нетипично быстрое внедрение в России электронного авиабилета. «Когда необходимость введения электронных авиабилетов была признана на всех уровнях, у Транспортной клиринговой палаты (ТКП), которая является органом управления Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) и разработчиком всех технических решений, уже были необходимые технологии. Тесное взаимодействие авиакомпаний и аккредитованных агентств, помогло оперативному их внедрению, — рассказал RATA-news председатель НСАВ Сергей Ильичев. — Первый электронный билет был продан пассажиру авиакомпании „ЮТэйр“ в декабре 2006 года. Сейчас 67% продаж авиабилетов в системе происходит с использованием электронного документооборота. Мы планируем еще до конца 2010 года увеличить эту долю до 80%. Учитывая, что в огромной России пока еще много населенных пунктов, где есть проблемы со связью, 15-20% продаж пока будут осуществляться на бумажных бланках».

Создание системы электронных продаж привело к необходимости разработки других проектов. Успешно внедряются технологии электронной отчетности, позволяющие сократить сроки получения выручки авиакомпаниями, проводится работа по организации пунктов электронных продаж. ТПК решает и оперативные проблемы, которые встают перед системой, в том числе и в результате изменения законодательства или экономической ситуации. Создан программный модуль, позволяющий осуществлять расчеты в трех валютах — рублях, долларах и евро. Готов модуль оптимизации системы под выплаты НДС при продаже услуг корпоративным клиентам (доступен уже с 21 апреля 2010 г.). Решена проблема расчетов с авиакомпаниями при покупке билетов на стыковочные рейсы разных перевозчиков. «Такого удобного решения этой проблемы, как в отечественной системе взаиморасчетов, нет в других системах» — подчеркнул первый вице-президент ТКП Александр Русс, отвечающий за эту разработку. Г-н Русс также продемонстрировал, как авиакомпании могут получить маркетинговые данные о реализации авиабилетов, работая с оперативной информацией по продажам конкретного агентства, конкретного рейса или направления, продажам по датам, а также провести кросс-анализ имеющийся информации.

Говоря о проблемах СВВТ, Сергей Ильичев отметил, что внедрение электронных технологий имеет и негативные последствия. Появились, например, новые возможности для махинаций, которые, в первую очередь, происходят на уровне взаимоотношений агент — субагент. Новые задачи поставил перед авиационной отраслью экономический кризис, а запрет на полеты в связи с извержением исландского вулкана напомнил о необходимости создания механизмов организации взаимодействия участников рынка в случае остановки рейсов. «Никто раньше об этом не думал, — подчеркнул г-н Ильичев. — Теперь, пройдя через банкротство нескольких авиакомпаний, мы можем моделировать ситуацию в случае остановки рейсов и корректировать процесс. Сейчас ведем постоянный мониторинг перевозчиков, находящихся в „группе риска“, идет разработка документов, регламентирующих порядок действий в случае остановки полетов авиакомпании-участника СВВТ. Эксперты системы принимают участие в разработки правительственных нормативных актов о порядке действий в случае форс-мажора».

Среди основных направлений развития СВВТ на ближайшие годы — дальнейшее внедрение технологии электронного билетооформления, развитие технологий оплаты через платежные терминалы и электронными деньгами через интернет. Продолжится работа над расширением функциональных возможностей системы электронной интерактивной отчетности агентств, а также развитие системы продаж интермодальных перевозок, включающих передвижение автобусным и железнодорожным транспортом. (Напомним, что в СВВТ уже можно покупать электронные железнодорожные билеты). Еще одно перспективное направление, как отметил Сергей Ильичев, — создание технологической базы для продажи турпакетов. «Продажа турпродукта через единую систему взаиморасчетов будет выгодна всем игрокам туристического рынка, — заявил г-н Ильичев корреспонденту RATA-news. — Тем более что все крупнейшие туроператоры являются участниками СВВВ и используют ее для продажи авиабилетов. Операторам участие в единой системе взаиморасчетов позволит серьезно расширить возможности дистрибуции при гарантии полного и своевременного обеспечения расчетов». RATA-news